Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 05:24

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

логопедам

     Формирование у дошкольника умения анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать звуки по их специфическим и общим признакам неотделимо от                 степени развития фонематического слуха. Известный исследователь русского языка И.Н. Шапошников неоднократно подчеркивал: «Только тот умеет слышать, кто различает        звуки в речи».

     Сегодня остается актуальным вопрос о необходимости изменения подхода к звуку не только как к фонетической единице, а как к звуковой материи. Большую помощь в материализации звука могут сослужить модели артикуляции звука.

     Представленные модели артикуляции звуков отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. В моделях артикуляции гласных звуков отражено положение губ и работа голосовых складок. В моделях артикуляции согласных звуков дана характеристика звуков по основным признакам:

- по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;   

- по месту артикуляции;

- по наличию или отсутствию подъема спинки языка;

- по месту резонирования (в моделях артикуляции носовых  звуков «м», «м’», «н», «н’» есть горизонтальная черта. Символизирующая закрытие прохода воздушной струи через рот);

- и в некоторой степени по способу образования.

     В период постановки звуков с применением моделей артикуляции звуков дошкольники учатся правильно воспринимать данный звук изолированно или в простейших звуковых сочетаниях. В период введения звука в речь дети учатся правильно узнавать и различать этот звук, как в легких, так и в более трудных сочетаниях (слогах, словах, фразах), а также анализировать весь звуковой состав слова.

     Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.

     Известно, что формирование фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы звуков, причем верна обратная зависимость: умение произнести какой-либо звук способствует и его лучшему различению на слух. Поэтому коррекционную работу при постановке звука необходимо проводить совместно с развитием фонематического слуха.

     Порядок включения в работу моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха основывается на последовательном формировании фонематических процессов. Модели вводятся в работу постепенно, а начинать разумнее всегда с гласных звуков. Произнесение гласных звуков сопоставляется с конкретной моделью. Когда данный навык отработан, ребенку предлагается подобрать модель к каждой беззвучной артикуляции гласных звуков. Модели артикуляции согласных звуков вводятся тоже постепенно и при наличии данного звука в речи ребенка.

     Для каждого звука можно рекомендовать следующие виды заданий (при разработке данных заданий использовались рекомендации для развития фонематического слуха, предложенные О. А. Степановой в книге «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г. Ф. Кумариной):

- называются звуки в сплошном потоке. Ребенок показывает модель артикуляции отрабатываемого звука;

- найти в слоговом ряду лишний, отличающийся одним звуком слог и показать его модель артикуляции;

- предлагаются слоговые ряды (слова). Услышав слог (слово) с заданным звуком, показать соответствующую модель артикуляции;

- подобрать слова на заданную модель артикуляции;

- выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

- составить слог на заданную модель артикуляции;

- придумать слово со слогом, написанным при помощи моделей артикуляции;

- определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова), обозначив его моделью;

- добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

- составить слова сиз моделей артикуляции звуков и т.д.

     Несформированность фонематического слуха у детей с ФФНР и ОНР проявляется в недостаточном различении звуков, близких по акустическим и артикуляционным параметрам. Работа по различению звуков начинается с разъяснения ребенку отличий. Которые имеются в не дифференцируемых звуках. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так. Как указано на модели. Модель служит «заместителем» положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Она так же абстрактна, как и образ звука, который необходимо сформировать в момент произнесения звука. Поэтому она служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогает различению звуков. Сравнивая по моделям заменяемые звуки, ребенок находит отличия в их графике. Эти различия и являются зрительной опорой, помогающей развитию фонематического слуха.

     После того, как ребенок научится распознавать не различаемые звуки по моделям, включаются следующие виды занятий (при разработке занятий использовались рекомендации для развития фонематического слуха, предложенные О. А. Степановой в книге «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Г. Ф. Кумариной):

- выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;

- при произнесении слогов (слов), состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;

- подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;

- выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т.д.

     То есть, применение моделей артикуляции звуков при формировании фонематического слуха позволяет подключить в работу слуховой. Зрительный и речедвигательный анализаторы. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведения звуков. Значительный момент фонетико-фонематического развития – восприятие тех или иных элементов речи. Оно осуществляется в процессе активного включения а аналитико-синтетическую деятельность всех сохранных у ребенка анализаторов.

     Известно, что преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдения, сравнения и обобщения в области речевых видов упражнений, направленных, прежде всего, на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.

     Чем богаче и разнообразнее стимулы – средства, которыми мы располагаем для запоминания. Тем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное запоминание; чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную структуру, тем легче она потом воспроизводится в памяти.

     Основное требование к обучению – научить дошкольников правильно узнавать, различать и выделять на слух все элементы слова – звуки и слоги, их последовательность в слове, правильно, отчетливо произносить весь звуковой состав слова, следовательно, слово и фразу в целом, правильно соотносить звук и букву при выполнении письменных работ.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ

     Основными условиями, обеспечивающими постановку любого звука, являются знания правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, формы нарушенного произношения, а также методов и приемов коррекции звукопроизношения и умения их проведения.

     Образ правильного уклада органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука формируется при помощи моделей артикуляции звуков, построение которых осуществляется. Основываясь на знании правильной артикуляции и имеющегося артикуляционного профиля. Определив форму нарушенного произношения, подбирается соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения для развития фонематического слуха, а также приемы постановки. При описании приемов коррекции звукопроизношения использовались рекомендации по постановке звуков, предложенные в исследованиях Б. М. Гриншпуна, Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Ф. Ф. Рау, Е. Н. Российской, О. А. Степановой, М. Ф. Фомичевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чевелевой.

ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С»

 Правильная артикуляция:

Губы – растянуты в улыбке.

Зубы – сближены на расстоянии до 1мм.

Язык – кончик языка упирается в нижние резцы, спинка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам.

Голосовые связки – разомкнуты (звук глухой).

Воздушная струя – узкая, холодная, сильная.

При произнесении звука «С» могут быть следующие нарушения:

  1. Звук «С» отсутствует в речи ребенка (сигматизм).
  2. Звук «С» заменяется.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

- губно-зубной парасигматизм (замена на звук «Ф»);

- призубный парасигматизм (замена на звук «Т»);

- шипящий парасигматизм (замена на звуки «Ш», «Ш’»);

      3. Звук «С» произносится искаженно.

Наиболее распространенные искажения:

 - межзубный сигматизм;

- боковой сигматизм;

- носовой сигматизм.

ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ

Исправление нарушений звука "С"

Исправление искажения звука "С"

Постановка звука "С*"

Постановка звуков "З" и "З*"

Постановка звука "Ц"

 

ПОСТАНОВКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Ш»

 Правильная артикуляция:

Губы – округлены. Немного вытянуты вперед.

Зубы – сближены на расстоянии до 4-5-мм.

Язык – кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается, образуя щель. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Голосовые складки – разомкнуты, голос не образуется.

Воздушная струя – сильная, широкая, теплая.

При произнесении звука «Ш» возможны следующие нарушения:

  1. Звук «Ш» - отсутствует в речи ребенка (сигматизм).
  2. Звук «Ш» - заменяется.

Наиболее распространенными являются следующие виды замен:

- губно-зубной парасигматизм (заменяется на «Ф»);

- призубный парасигматизм (заменяется на «Т»);

- шипящий парасигматизм (заменяется на «Щ*»);

- свистящий парасигматизм (заменяется на «С»).

  1. Звук «Ш» - искажается. Наиболее распространенные искажения:

- межзубный сигматизм;

- боковой сигматизм;

- носовой сигматизм.

Исправление нарушений звук "Ш"

Исправление искажения звука "Ш"

Постановка звука "Ж"

Постановка звука "Щ"

Постановка звука "Ч"

ПОСТАНОВКА СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л»

Правильная артикуляция

Губы – разомкнуты.

Зубы – сближены на расстоянии 2-4 мм.

Язык – кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, верхняя часть языка опущена, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, корневая часть поднята – «седло».

Голосовые складки – сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя – сильная, толчкообразная.

     При произнесении звука «Л» могут быть следующие нарушения:

  1. Звук «Л отсутствует в речи ребенка (ламбдацизм).
  2. Звук «Л» заменяется. Наиболее распространенными являются следующие виды параламбдацизма или замен:

- на «В» (губно-зубной параламбдацизм);

- на «А», «У», «Ы» и другие гласные;

- на «Н» (язычно-зубной параламбдацизм);

- на Г» (задненебный параламбдацизм);

- на «Й» (средненебный параламбдацизм).

3. Звук «Л» искажается. Наиболее распространенными являются следующие виды искажений:

- носовое произношение (носовой ламбдацизм);

- межзубное произношение (межзубный ламбдацизм).

Исправление нарушений звука "Л"

Исправление искажения звука "Л"

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Р»

 

Правильная артикуляция

Губы – разомкнуты.

Зубы – сближены на расстоянии 4-5 мм.

Язык – кончик языка подходит к основанию верхних резцов, напряжен, вибрирует. Язык принимает форму ложечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Голосовые складки – сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя – сильная, теплая, проходит посередине языка.

     В практике выделяю следующие виды нарушений:

  1. Звук «Р» отсутствует (ротацизм).
  2. Звук «Р» заменяется (параротацизм).

Наиболее распространенными являются следующие виды параротацизма:

- на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В», «Р*».

 3. Звук «Р» искажается.

Наиболее распространенными являются следующие виды искажений:

- велярное.

- увулярное.

- боковое.

- проторное или одноударное.

- носовое.

- двугубное или кучерское.

- щечное.

Исправление нарушений звука "Р"

Исправление искажений звука "Р"

Постановка звука "Р*"

Часы
Погода
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz