Уважаемые родители и законные представители!
Для того, чтобы вам проще было занять ребенка дома, воспользуйтесь данными материалами
22 апреля - Международный День Земли
22 апреля - В ознаменование Дня Земли (видео песни)
Развитие речи - составь рассказ по картинкам (День Земли)
Раскрась по числам (День Земли)
Математика для малышей (День Земли)
Образцы поделок к Международному Дню Земли
18 апреля - международный день цирка - расскажите детям (история праздника)
Задания для развития моторики и пространственного восприятия - цирк
Цирковые игры с геометрическими фигурами
Мастерим клоуна - образцы поделок
Придумай свой цирк - образцы поделок
Игра на внимание "Найди отличия"
Увлекательное рисование "Космос"
Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет.
В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.
Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.
Как должен говорить ваш ребенок?
Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:
Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.
Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.
Как развивать речь в 3-4 года?
Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:
- Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
- Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
- Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
- Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
- Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
- Обязательно отмечайте все достижения своего ребенка, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.
Развитие мелкой моторики
По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:
Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.
Артикуляционная гимнастика
Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:
- Легонько покусывать кончик языка.
- «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
- Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
- Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
- Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.
Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.
Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к специалисту.
Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.
Хочу предложить вашему вниманию игры и упражнения для детей М. Лынской.
Задачи данных игр:
* развитие мотивации к речевой деятельности;
* расширение внутреннего лексикона (пассивного словаря);
* развитие высших психических функций, входящих в структуру функциональной речевой системы;
* развитие продуктивных видов деятельности;
* ознакомление с окружающим миром.
Основные правила:
- Опора на первоначальные возможности ребенка: если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – в любом случае Ваша информация пополнит его пассивный словарь.
- Основная Ваша цель – максимум сенсорных впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии.