Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 07:00

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогам

Лупенских А.С. (2018 г.)

Речевой этикет.

«Наш дар бесценный – речь»

И.Бунин

На Руси издавна речь в почете. Словом можно увлечь на подвиг, оно облегчает душу, но оно может быть и как удар кнута.

Этикет общения управляет эмоциями, запускает удивительный механизм человеческого общения.

В последнее время роль этикета в нашем обществе, как части поведенческой культуры, неизменно возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей.

Важнейшее средство общения – наша речь. О людях судят по тому, ЧТО и КАК они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия партнера, и воздействовать  на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания. Его показатели – правильно подобранные слова, улыбка, голова, повернутая к собеседнику.

Вот простейшая формула речевого этикета:

  1. Думай, КОМУ говоришь;
  2. Думай, ЧТО говоришь;
  3. Думай, ГДЕ говоришь;
  4. Думай, ЗАЧЕМ говоришь;
  5. Думай, КАКИЕ будут последствия.

 

Чтобы эта формула успешно работала в условиях детского сада необходимо учитывать личностно-ориентированный подход и к детям, и к педагогам, и к родителям.

Быть приятным в общении может быть каждый! Техника общения подвластна всем: чем лучше человек владеет речевым этикетом, тем выше его репутация, тем быстрее и качественнее он находит ключ к решению жизненных и профессиональных проблем.

Следует помнить, что важным требованием речевого этикета является умение слушать и слышать других.

Овладение речевым этикетом, искусством общения является по-настоящему великой задачей. Этому искусству учит жизненный опыт, учит приобретаемая с годами «техника общения». Овладение этой техникой – процесс нелегкий.

Педагог должен знать, что важной составляющей техники общения является наш голос. Особенно он важен в нашей работе. Согласитесь, как бы интересны и познавательны не были наши речи, они не воспринимаются, если проговариваются нечленораздельно, хриплым, невыразительным голосом. Голос педагога должен быть запоминающимся, приятным. Не так важно какой голос от рождения, важно как мы тренируем его, подчиняем себе.

КАК же тренировать голос? Для этого надо знать свойства голоса и тренировать их.

Свойства голоса: тембр, высота, громкость (сила), темп и тон.

 

ТЕМБР – это особая окраска голоса. Совершенствовать его мы должны при чтении художественной литературы, обязательно вслух. Надо уметь придавать своему голосу различную окраску; развивать широкий тембральный диапазон, уметь от мягкого бархатного тембра переходить к металлическому, жесткому.

 

ВЫСОТА – бывает высокая, средняя, низкая. Нам достаточно овладеть диапазоном в 4-5 нот. Бедность звукового диапазона делает речь монотонной, утомительной, притупляющей внимание. Высокий голос надо сделать ниже, а низкий – чуть выше.

 

ГРОМКОСТЬ (СИЛА). Управлять силой голоса надо в зависимости от обстоятельств и от цели общения. Педагогу недопустимо говорить слишком громко, нельзя заставить слушать себя громкостью голоса, успеха это не приносит. Речь слушается правильно если подобран темп, уместные паузы, правильная разработанная артикуляция и полетность голоса.

 

ПОЛЕТНОСТЬ – это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах говорящего. Полетности способствует правильная осанка, чуть растянутые гласные, широкое дыхание.

 

ИНТОНАЦИЯ – дает возможность выразительно передать свои мысли и чувства, она состоит из мелодики, логического ударения, пауз, ритма, тона речи.

 

ТЕМП – скорость произнесения звуков, слов, фраз. Эта величина непостоянная, даже у одного человека на протяжении дня она зависит от настроения, цели и темы разговора. Если вы хотите, чтобы вас понимали, то скорость говорения не должна опережать скорость осмысления. Самые важные мысли надо говорить в замедленном темпе.

 

Очень важен ТОН высказывания. Это эмоциональная окраска нашего голоса. Он отражает наши чувства, переживания, душевное состояние. Им можно передать радость и горе, грубость и гордость, смирение и похвалу. Выбор тона зависит от нас, от ситуации, темы и цели разговора.

Утром обязательно должны звучать слова приветствия, настраивающие всех на хороший, удачный день, вечером – слова прощания, предполагающие приятную встречу на следующий день. Важно, чтобы эти слова были адресованы отдельно педагогам, родителям и детям.

Помните, что ребенок очень внимательно следит за нашими реакциями на то или иное событие, за нашим общением друг с другом и другими детьми и перенимает их. Маленькие дети как губки впитывают взрослые эмоции, взгляды, мимику, интонации голоса. Они начинают чувствовать логику поведения взрослых, улавливают колебания нашего настроения. Значит, на нас лежит огромная ответственность за то, что увидят и услышат дети.

Ребенок очень чутко реагирует на тональность разговора. Одна и та же просьба, произносимая с разными эмоциональными оттенками, может зажечь ребенка или погасить его.

Дошкольники очень любят, когда их хвалят, и стараются сделать для этого очень многое. Хвалите и благодарите детей за помощь, отмечая при этом их достоинства: ты сильный, ловкий, умелый, заботливый, внимательный, добрый и т.д.

Любое проявление внимания со стороны ребенка в адрес других детей или взрослых не должно остаться незамеченным.

Хотелось бы напомнить, что главной составляющей речевого этикета педагога в условиях детского сада является то, что взрослый не должен уподобляться в своей речи автономной речи малыша, т.е. он не имеет права говорить – ням-ням, вместо кушать, бяка, вместо плохой. Подобного рода поощрения автономной речи дошколят приводят к тому, что ребенок не будет в соответствии с возрастом развиваться в речевом плане.

Ваша речь должна быть понятна ребенку, не рекомендуется перегружать ее длинными предложениями. Работая с детьми разного возраста, вы должны корректировать свою речь. Надо спокойно и позитивно взаимодействовать с ребенком.

Влюблённость в детей – главное условие педагогической деятельности. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, те речевые обороты, которые наиболее приемлемы и необходимы данному ребенку в данной ситуации. Тогда педагог становится старшим другом детей, он магнетически притягивает их к себе.

Поведение и речь каждого человека выступает как стимулятор поведения и речи других. Значит правильно организованное общение в коллективе, общение в рамках речевого этикета – главная гарантия нормального психологического климата в группе и детском саду.

Часы
Погода
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz